Налоги в Узбекистане.
Налог на прибыль и НДС для бизнеса
Введение
Налоговая система Узбекистана претерпевает существенные изменения и становится всё более цифровизированной. Для предпринимателей и руководителей компаний, ведущих бизнес в республике, вопросы правильного расчёта и своевременной уплаты налога на прибыль (Corporate Income Tax, CIT) и налога на добавленную стоимость (Value Added Tax, VAT, НДС) имеют принципиальное значение. Несоблюдение правил налогообложения может привести не только к финансовым потерям, но и к ограничению деятельности, включая блокировку счетов или запрет на экспорт и импорт. В последние годы в налоговое законодательство были внесены масштабные корректировки, затрагивающие ставки, режимы, а также расширяющие перечень компаний, подлежащих контролю. Эта статья поможет разобраться в ключевых положениях и рисках, связанных с налогом на прибыль и НДС в Узбекистане, а также предоставит практические рекомендации для бизнеса.
Налог на прибыль (CIT) - базовые правила и новые ставки
Правовое регулирование
Вопросы налогообложения прибыли в Узбекистане регулируются:
• Налоговый кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 30.12.2019 г. N ЗРУ-599)
• Бюджетный кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 26.12.2013 г. N ЗРУ-360)
Основные ставки и особенности
• Базовая ставка CIT для резидентов: 12%.
• Для отдельных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, решением Президента Республики Узбекистан могут устанавливаться повышенные налоговые ставки.
• Налоговые резиденты Республики Узбекистан обязаны уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Порядок признания иностранных компаний контролируемыми иностранными компаниями и порядок признания юридических и физических лиц контролирующими лицами таких иностранных компаний устанавливаются соответственно статьями 39 и 40 Налогового Кодекса. Если налоговый резидент Республики Узбекистан признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, он обязан включить ее нераспределенную прибыль в состав своих доходов, подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом. Юридические лица включают указанную нераспределенную прибыль в налоговую базу налога на прибыль, а физические лица - в налоговую базу налога на доходы физических лиц.
• Налогоплательщики, в том числе вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, совокупный доход которых в течение налогового периода превысил один миллиард сумов, переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль со дня достижения указанного размера совокупного дохода (по курсу июня 2025 - около 7,5 млн руб.) вправе применять упрощённый режим: налог с оборота (от 1% до 25% в зависимости от деятельности, стандартно - 4%), который заменяет CIT и НДС.
Внимание: Порог в 1 млрд сумов рассчитывается по итогам любого месяца года. При превышении лимита бизнес обязан перейти на общий режим налогообложения с месяца, следующего за превышением.
• Прибыль от реализации активов (капитальные доходы) облагается по стандартной ставке CIT - 12% (Повышенная ставка для отдельных категорий).
• Для электронной коммерции с 2025 года: CIT повышен с 7,5% до 10%, налог с оборота - с 2% до 3%.
Кто платит налог на прибыль
• Резиденты - со всего мирового дохода.
• Нерезиденты - с дохода от источников в Узбекистане - через постоянное представительство либо через удержание налога у источника выплаты.
НДС (VAT) - ставки, обязанности и льготы
Ставки и порядок применения
• Стандартная ставка НДС: 12% (для большинства товаров и услуг, а также для импорта).
• Экспорт товаров - облагается по ставке 0% (налоговые вычеты возможны при наличии корректно оформленных электронных счетов-фактур и подтверждения экспорта).
• Импорт товаров - облагается по ставке 12%; база включает таможенную стоимость, пошлины и акцизы.
Плательщики НДС
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящем разделе - налогоплательщики) признаются осуществляющие реализацию товаров (услуг) и (или) предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан:
1) юридические лица Республики Узбекистан;
2) индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает один миллиард сумов, либо перешедшие на уплату налога на добавленную стоимость добровольно;
3) иностранные юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в соответствии с законодательством иностранного государства и осуществляющие предпринимательскую деятельность, реализующие товары (услуги) на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Республика Узбекистан;
4) иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения;
5) доверенное лицо - участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, - по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
6) лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Узбекистан. Указанные лица признаются налогоплательщиками в соответствии с таможенным законодательством.
Освобождения от НДС
Освобождается от налогообложения оборот по реализации:
- услуг по содержанию детей в дошкольных образовательных организациях;
- услуг по уходу за больными и престарелыми;
- ритуальных услуг похоронных бюро и кладбищ, предметов религиозной принадлежности, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями и объединениями;
- протезно-ортопедических изделий, инвентаря для лиц с инвалидностью, в том числе реализуемых производителями этих изделий и инвентаря, а также услуг, оказываемых лицам с инвалидностью по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для лиц с инвалидностью;
- продукции лечебно-производственных мастерских при лечебных учреждениях, реализуемой этими учреждениями;
- товаров и услуг собственного производства, реализуемых юридическими лицами, единственными участниками которых являются общественные объединения лиц с инвалидностью, в общей численности которых лица с инвалидностью составляют не менее 50 процентов, и фонд оплаты труда лиц с инвалидностью составляет не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда;
- услуг по выплате пенсий и пособий;
- услуг в сфере обучения (образования), включая организацию проведения тестирования и экзаменов, в частности:
образовательных услуг в сфере начального, среднего, среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования;
услуг по дополнительному образованию, оказываемых образовательными учреждениями (организациями), а также организациями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации кадров;
услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность в рамках программ дошкольного образования и воспитания, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
- санаторно-курортных, оздоровительных услуг, а также услуг по физической культуре и спорту, оказываемых бюджетными организациями. В целях настоящего пункта:
а) к санаторно-курортным и оздоровительным услугам относятся услуги, оказываемые санаториями, лечебницами, профилакториями, курортами, пансионатами, домами и зонами отдыха, детскими лагерями отдыха и другими организациями отдыха в рамках их основной деятельности, оформленные путевками или курсовками, независимо от того, оказываются они юридическими лицами или структурными подразделениями юридических лиц;
б) к услугам физической культуры и спорта, оказываемым бюджетными организациями, в частности, относятся услуги по проведению в спортивных сооружениях, школах, клубах оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, услуги общей физической подготовки, услуги по проведению спортивных соревнований или праздников, спортивно-зрелищных мероприятий, а также предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;
- услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказываемых населению. К услугам по содержанию и ремонту жилищного фонда относятся услуги лифтовых хозяйств, территориальных управлений и отделов Палаты государственных кадастров при Агентстве по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищного фонда, оплачиваемые непосредственно населением, включая оплату этих услуг через товарищества собственников жилья;
- услуг и работ, оказываемых и выполняемых управляющими организациями или управляющими многоквартирных домов по управлению, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, а также благоустройству земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам;
- товаров (услуг), если передача товаров (оказание услуг) осуществляется безвозмездно на основании решения Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов (кроме монет, используемых для нумизматических целей, а также иностранных монет из драгоценных металлов), ювелирных изделий, лома и отходов, образующихся в процессе производства драгоценных металлов, мерных пластин и гранул драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, а также полуфабрикатов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
- услуг, оказываемых органами самоуправления граждан и уполномоченными органами, организациями при предоставлении юридическим и физическим лицам определенных прав, за которые взимаются государственная пошлина или другие платежи, взимаемые в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность оказания таких услуг установлена законодательством;
- земельно-кадастровых, землеустроительных, почвенных и геоботанических работ, выполняемых за счет средств бюджета;
- товаров (услуг), приобретаемых за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если их освобождение предусмотрено законом;
- технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций, а также услуг по их эксплуатации и обслуживанию;
- товаров (услуг), передаваемых (оказываемых) в виде меценатской поддержки;
- государственного имущества, включая пустующие земельные участки несельскохозяйственного назначения на основе права собственности;
- финансовых услуг, предусмотренных статьей 244 настоящего Кодекса;
- услуг по страхованию жизни и других страховых услуг, предусмотренных статьей 245 Налогового Кодекса.
Оборот по реализации товаров (услуг), перечисленных выше освобождается от налогообложения при наличии у налогоплательщика соответствующих лицензий и иных разрешительных документов на осуществление такой деятельности, если ее осуществление подлежит лицензированию или требует разрешительных документов в соответствии с законодательством.
Налогоплательщики, осуществляющие облагаемые обороты и обороты, освобождаемые от налогообложения обязаны вести раздельный учет оборотов в соответствии со статьей 268 Налогового Кодекса.
Особенности документооборота
• Электронные счета-фактуры обязательны с 2023 года для всех плательщиков НДС. Ошибки в реквизитах могут привести к отказу в вычетах и доначислению налога.
• Для подтверждения права на нулевую ставку по экспорту с 2025 года введён электронный обмен данными между налоговой и таможней.
Практические аспекты и риски
Наиболее распространённые налоговые риски для бизнеса
1. Превышение лимита оборота и несвоевременный переход на общий режим.
Ошибки в расчётах приводят к доначислению НДС и CIT за весь период сверх лимита, а также к штрафам.
2. Ошибки в электронных счетах-фактурах
Неправильно оформленные документы - основание для отказа в налоговых вычетах, особенно по экспортным операциям.
3. Несвоевременная подача деклараций и налоговой отчётности
Влечёт штрафы (от 5 базовых расчётных величин), возможна блокировка банковских счетов.
4. Работа с компаниями, находящимися в "группе риска"
Сделки с фирмами, которые числятся недобросовестными налогоплательщиками, часто становятся предметом дополнительных проверок, могут привести к доначислениям и запрету на вычеты по НДС.
5. Нарушения при возврате НДС по экспорту
Задержки возврата возможны из-за ошибок в оформлении документов или неполного пакета подтверждающих бумаг.
Как налоговые органы контролируют бизнес
• Классификация по уровню риска:
Налогоплательщики каждые 6 месяцев распределяются по категориям - низкий, средний, высокий риск. Критерии: отсутствие по зарегистрированному адресу, долги свыше 2 месяцев, подозрительная рентабельность, сделки с ликвидированными компаниями и др.
• Плановые и внеплановые проверки:
Камеральные (дистанционные) и выездные проверки назначаются на основании анализа данных о бизнесе, несдачи отчётности, обнаружения ошибок или признаков недобросовестности.
• Порядок проведения:
После назначения проверки выносится постановление, запрашиваются документы (5 дней на предоставление, возможно продление), составляется акт. Обжалование акта - в течение 10 дней. Решение по доначислению налогов - в течение 5 дней, далее возможно принудительное взыскание через суд.
Примеры из практики*
Кейс 1. Превышение лимита оборота малым бизнесом
В 2024 году компания, применяющая упрощённую систему, превысила лимит оборота 1 млрд сумов в июле, но не перешла своевременно на общий режим. Итог - доначислен НДС за весь период сверх лимита, а также штраф более 10% от суммы доначисления и пени.
Кейс 2. Возврат НДС при экспорте
Экспортер задержал возврат НДС на 2 месяца: часть электронных счетов-фактур была оформлена с ошибками. Налоговая не приняла документы, потребовалось их переподать и пройти камеральную проверку.
Кейс 3. Штраф за несвоевременную отчётность
В 2023 году индивидуальный предприниматель подал декларацию по обороту с опозданием. Несмотря на небольшой оборот, штраф составил 5 базовых расчётных величин, и налоговые органы временно ограничили операции по счету.
Как минимизировать налоговые риски - практические советы
1. Контролируйте лимит оборота:
Ведите ежедневный учёт и при приближении к порогу готовьте пакет документов на переход к общему режиму.
2. Тщательно оформляйте электронные счета-фактуры:
Используйте проверенные программы, внимательно проверяйте все реквизиты, особенно при экспорте.
3. Следите за уведомлениями в личном кабинете налогоплательщика на soliq.uz:
Это поможет не пропустить требования о подаче отчётности или документы по проверке.
4. Проводите периодические внутренние аудиты:
Проверяйте правильность расчёта налогов, своевременность отчётности, комплектность документов.
5. При сомнениях - обращайтесь за разъяснениями в налоговые органы или консультируйтесь с профильными юристами и налоговыми консультантами.
6. Храните документы не менее 3 лет:
Это минимальный срок для проведения налоговых проверок (с 2024 года сокращён с 5 до 3 лет).
Недавние изменения в налоговой системе (2025)
С 1 апреля 2025 года:
Изменяется порядок привлечения к ответственности по налоговым правонарушениям.
При выявлении налоговиками на закрепленных за ними предприятиях или в субъектах предпринимательства в закрепленных махаллях налоговых правонарушений:
- в первый раз объявляется предупреждение;
- неустранение либо выявление налоговых правонарушений повторно в трехдневный срок после предупреждения является основанием для проведения выездной налоговой проверки;
- выездная налоговая проверка проводится исключительно по налоговым правонарушениям, приведенным в приложении N 4 к N ПП-78 от 27.02.2025 г., а также разрешается ее проведение в порядке уведомления Бизнес-омбудсмена путем регистрации в информационной системе "Единый государственный контроль" в течение 24 часов с момента начала проверки;
- акт, оформленный выездной налоговой проверкой, является основанием для принятия решения по ее итогам.
Вводится новый порядок возврата НДС
До 1 января 2028 года внедряется возврат до 25 числа каждого месяца 50 % НДС, уплаченного животноводческими и птицеводческими хозяйствами. Порядок распространяется на хозяйства, общая выручка которых с реализации произведенных мяса, молока, мяса птицы и яиц составляет не менее 90 % доходов, полученных от реализации всех товаров (услуг).
Снижается социальный налог и НДФЛ для некоторых субъектов
На период с 1 апреля 2025 года по 1 января 2028 года устанавливаются в размере 1 %:
ставка соцналога - для создаваемых новых сельхозкооперативов и кооперативов по выращиванию и переработке лекарственных растений;
ставка налога на доходы физических лиц - для принятых на работу в указанные кооперативы.
Фармацевтика и медицинские услуги подпадают под НДС
Юридические лица, занимающиеся реализацией фармацевтической продукции или оказывающие медицинские услуги, признаются плательщиками НДС независимо от их доходов.
Внедряются «Зеленые тарифы»
Для стимулирования широкого использования населением и субъектами предпринимательства возобновляемых источников энергии внедряются "зеленые тарифы" на электроэнергию, произведенную за счет утилизации отходов, а также посредством ветряных и солнечных источников. При этом льготные тарифы устанавливаются на электрическую энергию:
- производимую субъектами предпринимательства посредством утилизации отходов и биогаза, а также вырабатываемую ветряными и солнечными электроустройствами, установленными организациями на своих территориях;
- полученную населением от солнечных источников, излишки от потребления которой реализуются государству.
Упраздняются бумажные формы некоторых документов
Упраздняются бумажные формы справок и удостоверений об инвалидности, студенческих удостоверений, ученических удостоверений, удостоверений участника войны или приравненного к нему лица с заменой их на социальную карту.
Единых поставщиков внесут в реестр через ЦГУ и ЕПИГУ
Прием заявлений на включение юридических и физических лиц в Реестр единых поставщиков будет осуществляться через Центры государственных услуг и ЕПИГУ.
Заключение
Ведение бизнеса в Узбекистане требует внимательного отношения к вопросам налогообложения, особенно в условиях регулярных изменений законодательства и цифровизации налогового администрирования. Нарушения налоговых правил могут привести не только к финансовым потерям, но и к административным ограничениям, вплоть до блокировки операций. Регулярный аудит налоговой нагрузки, корректное ведение электронного документооборота и своевременное реагирование на уведомления налоговых органов - залог стабильной работы бизнеса.
Для сложных или спорных ситуаций, особенно в трансграничных операциях или при взаимодействии с иностранными компаниями, целесообразно обращаться за профессиональной юридической и налоговой консультацией.
Источники
• Налоговый кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУзот 30.12.2019 г. N ЗРУ-599)
• Бюджетный кодекс РУз
• Постановление Президента РУз №ПП-153 от 31.03.2025
• Постановление КМ РУз №570 от 31.07.2023
• PwC Uzbekistan Tax Facts 2024: https://www.pwc.com/uz/en/publications/tax-facts-and-figures.html
• EY Uzbekistan Tax Alert 2025
• Официальный сайт ГНК РУз: https://soliq.uz/
• Telegram-канал Министерства финансов РУз
* Все приведённые примеры составлены на основании реальных кейсов из открытых источников, обзоров судебной и административной практики, а также консультационного опыта.